Пресс-конференция Сергея Васильевича Андреева (29.07.03)

- Какие изменения в составе произошли со времени вашего прихода в команду, и какие ещё намечаются?

- Никаких существенных изменений. Единственное – выставлен на трансфер Соколов. Те слухи, которые появились несколько дней назад о том, что я привёз с собой 6-7 человек, не соответствуют действительности. Хоть сейчас можем привести всю команду – никого нового вы не увидите. Единственная дозаявка будет на имя Базарова. Команда очень прилично укомплектована опытными футболистами. Я с президентом сразу разговаривал о том, что буду строить команду, опираясь на потенциал тех футболистов, которые имеются в распоряжении клуба. Достаточно приобретений было сделано в начале чемпионата.

- Есть ли сейчас позиции в команде, которые требуют усиления?

- Если бы это требовалось, были бы и усиления. С этой командой, с теми футболистами, которые у меня сейчас есть в распоряжении, очень легко можно решать задачу выхода в первую лигу, так как все они - квалифицированные и опытные спортсмены.

- В нашей команде слабая линия обороны. Одного Базарова хватит для её усиления?

- У нас достаточно защитников. Например, Васильев в моей команде будет играть в обороне (и это уже у него неплохо получается), даже если до этого играл в полузащите. В количественном отношении меня всё устраивает. Но меня не устраивает гол на 93-й минуте в игре с «Искрой», гол в Курске на 15-й минуте, голы на 18-й и 95-й минутах в Выксе. Это, несомненно, нехватка концентрации. Футболисты выходят на игру расхлябанными, а также не сохраняют концентрацию до конца матча. Из пяти игр пропустить 6 мячей – это ни в какие ворота не лезет.

- Не возникло ли у вас ощущение проблемы нехватки высокорослых футболистов не только в атаке, но и в обороне?

- У нас проблемы? Наоборот, у нас преимущество. Огромный процент голов «Салют» забивает со стандартов, а это большой плюс. А что касается защиты, то у нас есть Ширшаков, Захаров и Васильев – это люди, рост которых превышает 180 см. Я считаю, что двухметровые защитники нам не нужны. Чем выше футболист, тем больше он потеряет в скорости и маневренности.

- У вас не было желания пригласить Прудиуса?

- Я знаю, что цена Прудиуса для нас просто неподъёмная. Да и он сам ещё хочет поиграть в более высоком дивизионе.

- А кто тот игрок дубля, который вас заинтересовал?

- То, что меня заинтересовал игрок, ещё ни о чём не говорит. Футболист просто привлекается к играм за первую команду. Кстати, он и раньше играл за основу. Если вам интересно, то его фамилия Арепьев. Мне достаточно было посмотреть 45 минут игры дублирующего состава, чтобы пригласить этого игрока.

- По вратарям  уже определились?

- Конечно, сейчас место в рамке занимает Бегунов. Стрикалову, скорее всего, потребуется хирургическое вмешательство. Да и потом, как я могу не доверять место в составе  человеку, при котором мы выигрываем с крупным счётом? Хотя и много пропускаем. В последних пяти играх наш голкипер спас команду от неминуемого гола только один раз в игре с тамбовским «Спартаком», парировав выход один на один. Это, по моему мнению, очень мало.

- Верно ли, что вы собираетесь возглавить «Ротор»?

- 22 июля мне позвонил Н. Д. Головин, который сказал, что прочитал в журнале «Мой футбол» статью под названием «Андреев может возглавить «Ротор»». Я попросил его не переживать по этому поводу. Обещал, что он узнает первым, если какой-то из клубов будет вести со мной переговоры или просто на меня кто-то выйдет.

И такой пример. Корреспондент так называемой «жёлтой прессы» написал: «Андреев переходит туда-то или возглавляет то-то». Абстрактно говоря, он получил за эту статью 500 рублей. А через неделю он написал: «Извините, эта информация ошибочна», и получил за это ещё 500 рублей. Пока со мной никто не вёл переговоры. Я честный человек, подписавший контракт на полтора года. Хотя, если меня пригласят в «Ювентус», я, пожалуй, съезжу.

- Будут ли изменения в тренерском штабе?

- Глобальных - нет, но Сергеев теперь не играющий тренер, а просто игрок. Всё остальное без изменений.

- Вы уже вступили в должность главного тренера или всё ещё являетесь спортивным директором клуба?

- Честно сказать, меня очень мало волнует этот вопрос. Командой руковожу я, а уж как это называется

  - не столь важно. Но могу сказать точно, что я не президент   клуба.

- Как вы оцениваете функциональную  готовность футболистов на данный момент?

- Сейчас они сильно «пищат». Таких нагрузок многие из них может быть, даже и не видели. На позавчерашней тренировке я подумал: «Что же я с ребятами делаю, зачем так нагружаю?». Но мы столько бегаем для того, чтобы у нас голова не болела до конца октября. Хотя в таких хороших условиях, как здесь, нагрузки переносятся намного легче. Но работать им нужно каждодневно, убеждая меня, что они заслуживают место в команде.

- Вы считаете, что ваш предшественник мало нагружал футболистов?

-Я не имею права делать никаких заключений. То, что делал мой предшественник – это его дела. Я знаю то, что делаю я.

- Все игроки приглашены предыдущим тренером. Но у вас есть определённый авторитет в футболе. Признают ли они вас как тренера, подчиняются ли?

-Да.

- Вы говорили о том, что наша команда до вашего прихода была в глубокой психологической яме. Поясните, что это были за проблемы. Быть может, отсутствие мотивации?

- Здесь я не соглашусь. Как может быть отсутствие мотивации, когда перед командой стоит чёткая задача? Причина, на мой взгляд, в том, что она не выполнялась. Играют взрослые, опытные люди, и они понимают, что не выполняют поставленную задачу. Они как бы сами себя «душили». Да, они были слабо готовы функционально, но поверьте моему опыту, что вывести коллектив из психологической ямы ещё сложнее, чем привести в оптимальную физическую форму. Ну и конечно, есть и материальная сторона: футболисты, проигрывая, не получали премиальных.

- Кстати, как обстоит ситуация с оплатой последних пяти матчей, которые «Салют» сыграл под вашим руководством?

- Они не оплачивались. Сейчас ребята работают для будущего и зарабатывают контракты на следующий год.

- Какие-то игры запланированы на время перерыва между кругами?

- Нет, только тренировки. Хотя пять человек, которые мало играли в этом сезоне, проведут несколько матчей вместе со второй командой.

- Есть ли у вас информация о намерениях соперников – прежде всего Орла и Брянска?

- Знаю, что Орёл ставит задачу выхода в первую лигу и не скрывает её. Очень противоречивая информация идёт от Брянска. Но я знаю и то, что если бы цели выхода не стояло, команда бы так не играла. На каждом домашнем матче «Динамо» присутствует губернатор области, который сидит в фанатской атрибутике клуба. Так что, скорее всего, и перед брянской командой такая задача стоит. Но я могу официально заявить: «Салют-Энергия» включился в погоню.   А вот как это у нас получится – уже другой вопрос. Четырнадцать очков – слишком большое отставание. Три очка мне удалось ликвидировать, но от нас уже не всё зависит. Обязательно нужно, чтобы конкуренты теряли очки.

- То есть и в Брянске надо играть на победу?

- На победу надо играть везде.

- Вы говорили о том, что на игре с «Металлургом» вам впервые пришлось серьёзно и даже жёстко поговорить с футболистами в раздевалке. Часто ли вы прибегаете к подобным приёмам?

- А что я должен был делать после пропущенного на 18-й минуте гола? Не утверждаю, что разговаривал с игроками очень жестоко, но они впервые услышали стальные нотки в моём голосе. И после этого они буквально «понеслись» во втором тайме.

- Сейчас, уже ознакомившись со спецификой второй лиги, вы готовитесь конкретно к каждой игре? Просматриваете ли с этой целью видеозаписи матчей соперников?

- Я смог просмотреть только запись «Металлурга» перед игрой в Выксе. Футболисты видеокассету не смотрели, позже я им всё рассказал на установке. Могу сказать, что практику просмотра видеозаписей во второй лиге применять значительно сложнее, чем в высшей или первой. Но перед игрой с Брянском обязательно просмотрю кассету. А пока что знаю только те пять команд, с которыми «Салют» уже сыграл.

- Как вам судейство в последних пяти матчах?

- Я посещал практически все матчи зоны «Юг». Вот где действительно плохое судейство. А здесь вызывает сомнение только работа судей в Выксе. Но- Часто можно слышать, как вы некоторых игроков называете по имени-отчеству. Это означает, что вы кого-то выделяете?

- Да, иногда, когда у меня хорошее настроение, я называю Сергеева и Гришина по имени-отчеству. Но это вовсе не означает, что я кого-то особенно выделяю.

- Видели ли вы в нашем дивизионе талантливых игроков, достойных играть в лучших клубах первой лиги или в премьер-лиге?

- В проведённых мною матчах за «Салют» я таких игроков пока не видел. Что касается тамбовчанина Жиркова, которого прочат вслед за Сычёвым в московский «Спартак», то он меня абсолютно не впечатлил. Мы выиграли у Тамбова 4:1 – этим всё сказано.

- За ростовским футболом следите?

- В той же степени, что и за всем остальным футболом. Мне одинаково интересно прочитать в газете как о московском «Торпедо», так и о ростовских командах.

- Просматриваете ли вы белгородскую спортивную прессу?

- У меня очень мало времени, но пресс-атташе клуба всегда приносит мне наиболее интересные статьи.

- Как-то в прессе прошла информация, что вы обиделись на Ростов и собирались переезжать в Москву. Это правда?

- К Андрееву неприменимо слово «обижен». Обижаться – это удел слабых. Я считаю себя сильным человеком. Но должен честно сказать, что мне там было очень тяжело. Вопрос о переезде не стоял, но мысли такие были.

- Поработав в Ростове, Швеции, Белгороде, можете ли вы сказать, чем отличается менталитет жителей этих регионов?

- В Швеции совсем другой менталитет, нежели в России. Очень интересно было следить за воспитанием подрастающего поколения. У нас в стране мамы бегают за детьми как наседки. Там такого нет. Зато дети до определённого возраста просто вьют из родителей верёвки. Ребёнка ни в коем случае нельзя ударить, иначе проведёшь несколько месяцев в тюрьме. И за этим очень пристально следят. Но с 18 лет дети живут полностью самостоятельно. В этом принципиальное отличие России и Швеции.

- А если говорить о футболе?

- В Швеции футболисты обычно очень спокойно разговаривают с тренером. Несмотря на то, что всех людей там принято называть по именам, игроки по отношению к наставнику никогда не переходят на панибратство, а всегда выдерживают определённую уважительную дистанцию. Хотя тренер вовсе не препятствует обычному общению. Я же в своих командах пытаюсь создать несколько другое. Есть определённые часы, в которые со мной все шутки прекращаются. Это время игр, тренировок или теоретических занятий. Во всё остальное время я такой же человек, как и мои футболисты, разве что постарше.

- Можете описать в двух словах разницу между городами Ростовом и Белгородом?

-  Приехав сюда, я был просто поражён. В первую очередь тем, что город, при достаточно большом числе жителей, очень чистый, светлый, компактный и пока доброжелательный (смеётся). Ни в коем случае не хочу обидеть Ростов, но там нет такой природы. Степь есть степь. А здесь просто великолепные леса из мачтовых сосен. Такой красотой я убит наповал. Кроме того, есть просто потрясающие места, например, этот санаторий или база волейбольной команды.

- В таком случае, есть ли что-то, что вас здесь не устраивает?

- Пока нет. Когда будет не устраивать, буду предъявлять претензии. Но я ведь работаю всего только месяц.

- Где вы сейчас живёте?

- В здании стадиона.

- 5 августа в Белгороде День города. Как известно, сюда собираются приехать ваши друзья из Ростова. Вы будете как-то отмечать вместе с белгородцами этот праздник?

- Во-первых, конечно же, в этот день мы должны победить. Я сказал футболистам, что хочу счёт 5:0, и чтобы стадион ходил ходуном. И сразу предупредил президента клуба, что не хочу видеть красно-жёлтые цвета – цвета сидений стадиона.

- Об экзотике. Как вы отмечали победу на Маракане?

- Сначала был самый обычный ужин в аэропорту, после которого мы ближайшим рейсом  вылетели в Европу. А в Париже мы 20 часов отдохнули и отметили победу. Так что особой экзотики не было, если не учитывать то, как мы на Плац Пигаль скрывались от представителей КГБ. Кстати, после победы получили довольно высокие премиальные – всё-таки обыграли чемпионов мира.

- Работа в «Салюте» по сравнению с вашим прошлым опытом в футболе – это шаг назад?

- Трудно сказать. Я не так уж долго – всего 6 лет -  тренировал Премьер-лигу. С одной стороны – это шаг назад, потому что в нашей стране существует огромная пропасть между второй и первой, а тем более первой и высшей лигами. Это абсолютно разные скорости и абсолютно разное мышление. С другой – здесь у меня есть возможность творчества и обучения, будет опыт решения серьёзных задач, какой является выход из второй в первую лигу.

- Если по прошествии тех полутора лет, на которые рассчитан ваш контракт, задача будет выполнена, и перед «Салютом» встанет новая перспектива – успешно играть в первой лиге, останетесь ли вы тренером команды?

- Да. Я думаю, это заинтересует любого тренера. Всегда интересно решать такие задачи.

- Что труднее: выиграть у Бразилии на Марокане, победить в финале кубка России   московский «Спартака» или вывести «Салют» в первую лигу?

-Сложно сказать. Вы думаете, так легко обыграть бразильцев? Можно сказать, что тогда случилось чудо, учитывая то, что мы поначалу даже не знали, куда бежать и были полностью не в своей тарелке. Случится ли очередное чудо? Я уже говорил, что, к сожалению, от нас в этом сезоне уже очень мало, что зависит.

(Гриценко Светлана)